МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью
Министерство образования и науки Республики Адыгея. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для образовательных организаций по информированию
родителей о рисках, связанных с детской смертностью
Введение
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается
объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без
присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих
к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних
причин в образовательных организациях необходимо проводить
информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью, их
причинах, типах и способах предупреждения.
Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и
проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций по
информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью и
могут быть использованы для организации работы с родителями и детьми.
Разработаны настоящие рекомендации федеральным государственным бюджетным
научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей'» на основе
материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской
Федерации.
Наиболее распространенные несчастные случаи, привозящие к увечьям и
смерти детей, их причины
Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к
выводу — в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще
погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе
взятых.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить
своего ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и
смерти детей:
поражения электрическим током;
дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием
мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах).
На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной
организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных
случаев в детском возрасте чаще всего является:
отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп,
неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во
время игр, занятий спортом.
Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические
особенности детей: любознательность, большая подвижность,
эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие
чувства опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:
В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям,
самостоятельно познавая окружающий мир.
В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие
шалости, неосторожного поведения ребенка.
В возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за
лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они
становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются
проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде
сверстников.
- Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению
несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою
«нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой.
Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции
сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность,
вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают
их шумными, импульсивными.
Обучение детей основам профилактики несчастных случаев
С учетом указанных, причин работа родителей по предупреждению несчастных
случаев должна вестись в следующих направлениях:
создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора,
систематическое обучение детей основам профилактики
несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:
организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные
развивающие занятия;
ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка
опасных средств и веществ;
запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни
и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и
промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта,
открытых водоемах и т.п.);
обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями
ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны
самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком
в течение дня с использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев
включает:
информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев,
рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а так же об
условиях и способах избегания несчастных случаев;
регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного
поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и
спортивных площадках и т.п.;
обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию
подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или
старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь
окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать
жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к
опасным играм и занятиям;
обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего,
обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми:
Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны
изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи
должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно
предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка
навыки осмотрительного поведения.
Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного
поведения.
Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот,
внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя
правильно!
Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь
осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что
именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его
последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо
делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается
автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено
на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение
несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям
важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время
игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при
инструктировании ребенка.
Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем
труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и
внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая
ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему
необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом,
иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях,
происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и
принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения,
необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах
несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной
ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том,
что опасность всегда можно предотвратить.
Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей
детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому
ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями
опасного и рискового поведения других людей, это должно стать
поводом для серьезного обсуждения.
Рекомендации по предупреждению несчастных случаев
Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах,
приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение,
предотвращение.
Ожоги
Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями,
горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а так же в
результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут
сопровождаться солнечным или тепловым ударом).
Для предупреждения ожогов:
ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам,
которые могут вызвать ожоги;
запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня
без присмотра взрослых.
Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше
отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным
убором желательно из натурального хлопка, льна;
защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с
фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные
лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16 часов.
нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 -30 единиц)
за 20 - 30 минут до выхода на улицу;
находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не
более 5-6 минут и 8 - 10 минут после образования загара;
принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во
время которых ребенок должен быть в тени;
избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а
особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом,
чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать
продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом).
Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше
15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не
дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и
прохладе.
загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные
ванны в утренние часы и вечерние;
приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс; находясь на
отдыхе, на море пить не меньше 2 - 3-х литров в день.
протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще
умываться и принимать прохладный душ.
научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться
за помощью.
Падение с высоты
Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в
опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках,
чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на
аттракционах и качелях.
Для предупреждения падения с высоты необходимо:
запретить детям играть в опасных местах;
не оставлять детей без присмотра на высоте;
объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями,
необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не
вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не
раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех
страховочных приспособлений;
обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и
балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.
Отравление
Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или
соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь
медикаментов, а так же при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или
ядовитых растений.
Для предупреждения отравления необходимо:
- хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте,
в специально маркированной посуде;
давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и,
ни в коем случае, не давать ему лекарства, предназначенные для
взрослых или детей другого возраста;
не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку,
что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для
жизни.
Поражение электрическим током
Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в
запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и
т.п.).
Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:
запретить детям играть в опасных местах;
объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.
Утопление
Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на
глубину или неумения ребенка плавать.
Для предупреждения утопления необходимо:
не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;
разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;
обеспечить его защитными средствами, в случае если ребенок не умеет
плавать;
напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением
водоема.
Роллинговый травматизм
Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на
роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям
опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с
жизнью.
Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:
выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно
поддерживать голеностопный сустав;
научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно
подвести к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить
за правильной постановкой голеностопного сустава.
научить способам торможения. Если не можете этого сделать
сами пригласите опытного роллера;
приобрести обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем.
Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком,
научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки,
запретите кататься вблизи проезжей части;
научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом
дороги, быть внимательным.
Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил
дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на
велосипеде и мотоцикле.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:
соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать
правила дорожного движения;
научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных
местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии
транспортных средств). Самая опасная машина - стоящая: ребенок
считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя
из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в
дорожное происшествие попадают под колеса другой машины;
использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и
ремни безопасности;
научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и
велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и
другие защитные приспособления.
Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной
дороге.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге
необходимо:
не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;
запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и
т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
учить детей переходить железнодорожные пути только в
специально отведенных местах;
- соблюдать САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда в
железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки
пассажиров из вагона, поведения в вагонах.
Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех
ситуациях — это средство спасения жизни и здоровья ребенка!