Урок на тему: "Я талантлив" Цель: Расширить кругозор детей, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию. Побуждать к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов. Воспитать понимание ценности каждого человека. Уметь слушать друг друга. Оборудование: мультимедиа презентация, проектор, фотографии, 24 салфетки,24 лучика из бумаги для оформления солнца. Оформление: плакат с надписью: «Каждый ребенок талантлив». Ход урока. 1. Вступление. Учитель:Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Я талантлив!». По инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова в этом году первый урок 1 сентября по всей России посвящен теме: «Я талантлив!». 1 сентября в 9:30 Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов проведет урок «Я талантлив!» в Московской областной общеобразовательной школе-интернате естественно-математической направленности им.П.Л.Капицы (г.Долгопрудный, ул.Летная, д.7). По мнению Уполномоченного, поддержка одаренных детей должна стать безусловным приоритетом государственной политики нашей страны. Ранее выявление юных талантов, пробуждение у них интереса к культуре, науке и спорту, формирование уверенности в себе и своих силах – общая задача семьи, образовательных и спортивных организаций, учреждений культуры, профильных органов государственной власти. «Каждый ребенок талантлив, просто не каждый взрослый может это вовремя заметить», - убежден Павел Астахов. Вопрос классу: А вы как думаете все ли люди талантливы? Ученики высказывают своё мнение. 2. Познавательная часть. Учитель:Познакомимся со словом «талант». Слово "талант" происходит от греческого слова означающие "весы" и употреблялось в значении веса, а затем стало употребляться в значении количества денег определенного веса.В Древней Греции большее распространение получил аттический талант. Вес его соответствовал 26,196 кг, однако вес та¬ланта в разное время колебал¬ся от 25 до 60 кг. Большой вес предполагал использование таланта, как счетчика богатств. Если открыть толовый словарь Даля мы можем прочитать: «ТАЛАНТ м. – вес и монета у древних греков и у римлян; талант - природный дар, дарования человека и способность к чему». Существует библейская притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант. «Талант является гораздо более ценным, чем деньги, поскольку его нельзя потерять или украсть». Наполеон Хилл (философ и психолог успеха, журналист из США, автор мирового бестселлера «Думай и богатей».) Сейчас талантом называют и человека, у которого есть дар. Повезло? Или за каждым одаренным человеком стоит огромный труд? Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель писал: «Гений –это 99% труда и только 1% дарования». Можно вспомнить высказывание русского писателя: «...Талант — это вера в себя, в свою силу...», Горький М. Талант — это определённые или выдающиеся способности человека. Долгое время в мире основополагающим было мнение, что талант - генетически-врождённая способность. Так, например, в пяти поколениях семьи Баха насчитывается 16 композиторов. Нам известны множество династий писателей, композиторов, актеров, ученых: Дюма – отец и сын; Штраус – отец и сын. Семейная династия МандельштамовЛ.И.Мандельштам проводил исследования в оптике, радиофизике, теории нелинейных колебаний, квантовой механике, истории и методологии физики.Его сын С.Л. Мандельштам пошёл по стопам отца. Он работал в области атомной спектроскопии.Однако это мнение остается дискуссионным, так как опровергается множество фактов, когда в простой семье рождались поэты, писатели, изобретатели, музыканты. Многолетние экспериментальные исследования в педагогике, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней. Многие учёные полагают, что у каждого человека есть как минимум один талант. Талант – понятие многогранное. Он может быть в управлении государством, а может просто в умении слушать других. Примеров талантливых знаменитостей, которые родились в простых крестьянских, бедных, малообразованных семьях, предостаточно. Это Ломоносов М.В., Кулибин И.П., С.В. Ильюшин. Путем «проб и ошибок» упорно работали ученые над проблемами, которые захватывали полностью их существование.Ч. Гудьир для улучшения качества каучука перепробовал массу вариантов его смесей с различными веществами: с песком, солью перцем, сахаром и даже с супом, пока случайно по растерянности не положил смесь каучука с серой на горячую плиту, открыв, таким образом, способ вулканизации и резину. 3. Мотивация. Учитель:На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось (ученики показывают салфетки). Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Инструкция для вас была одинаковой, почему же мы получили разный результат? Как вы думаете? Мы все разные, по-разному складывали, отрывали. Конечно, мы все разные, непохожие друг на друга, но все по–своему интересны и неповторимы. Как раскрыть свои таланты? Что помогает человеку найти и раскрыть свой талант? Раскрытие таланта, его развитие происходит у каждой личности по-своему. Кто-то очень рано раскрывает свои таланты (например, известный композитор Вольфганг Моцарт с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине, а в 4 года он уже сочиняет свои пьесы и даёт небольшие музыкальные концерты), а кто-то очень долго пробует себя, ищет свое призвание. 4. Дискуссия. Учитель:Кто хочет рассказать о своем (их) таланте (ах), о талантах близких вам людей? Каких результатов вы достигли в развитии своего таланта? Ребята рассказывают о своих талантах и по возможности показывают. Классный руководитель организует дискуссию, зачитывая высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу. • В нашем классе самым талантливым является… • Часто меня приятно удивлял своими возможностями…… • Самая одаренная личность в нашем классе – это… • Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать… • Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует… • Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает… • Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках… • Чаще всего мне будет сниться… • Лучше всех в классе поет… • Лучше всех танцует… • Самым добрым человеком в классе, можно назвать… • Лучше всех в классе рисует… Учитель:Это доказывает, что талант есть у всех людей, только не всегда человек знает какой именно. И даже сомневается в том, что он у него есть. Есть непременно! Кому-то не хватает уверенности в себе, кто-то стесняется – а это тоже неуверенность. Кто-то не хочет рисковать. Кто-то просто не осознает наличие у него таланта. У Ричарда Баха(американский писатель, философ, публицист) есть высказывание: «Каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым таки удается создать из нее великий шедевр!» Вы все – уникальный человек! Каждый из нас уникален. Каждый талантлив. Каждый самостоятельно может этот талант раскрыть. 5. Упражнение «Мои таланты и увлечения в лучах солнца!» Каждому ученику выдаётся лист бумаги, который будет являться лучом составляющего солнца. Диск солнца находится на школьной доске, в центре круга написано «Я МОГУ!». Ученики предлагается записывать то, что они могут сделать не просто, а талантливо. Листы прикрепляются на доску образуя солнце, и некоторые надписи зачитываются. Учитель:Посмотрим на получившиеся солнце, как много вы умеете, многие из этих положительных качеств учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс дружнее, а таланты, которыми богат наш класс, сделают нашу жизнь ярче. 6. Заключение. Учитель:Дорогие дети, если вы хотите многого добиться и узнать множество очень интересных вещей, вам нужно хорошо и усердно учиться, каждый день узнавать что-то новое и упорно работать над собой! И если вы будете умными, то много чего сможете достичь! Развивайте свои способности и умения, помните, что школа – отличное место для того, чтобы учиться, развивать свои способности и таланты. В каждом человеке природой заложены потенциальные возможности к творческой деятельности, которые необходимо развивать. Итогом данного урока можно создать плакат: «Таланты класса».
Источники: 1. Современный учительский портал. 2. http://infourok.ru/ 3. http://www.apkpro.ru/241/.html 4. Википедия.
|