Сайт МБОУ "ОЦ № 4 Майкопского района"

Категории раздела

Мои статьи [19]
Статьи пользователя [8]
новости [13]
новости

Наш опрос

Как Вы считаете, какие школы дают более качественное образование?
Всего ответов: 961

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей


«Основной закон нашей Родины»
Тема: «Основной закон нашей Родины»
(урок в 10-11кл., посвященный 20-летию принятия Конституции РФ)

Выполнила:
 учитель истории и обществознания  МБОУ СОШ № 4
Михальцова Л.С.


п. Победа 2013 г.

Цель: повысить правовую грамотность учащихся.
Задачи: 
1. Формировать представления учащихся о назначении Конституции как основного закона государства и необходимости её соблюдения.
2. Способствовать осмысленному условию конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны.
3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.
4. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, её истории. 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Символы РФ и РА.
2. Конституция РФ и РА.
3. Мультимедийное образование с презентацией по теме «Конституция России, аудиоаппаратура».
ПЛАН УРОКА
1. Общая характеристика конституции, понятия, признаки.
2. Исторические этапы конституционного развития нашей страны.
3. Конституция РФ 1993 г.
4. Викторина.
Эпиграф: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан».
С. Смайлс (1816 – 1903 гг.), английский писатель
ХОД УРОКА
1. В начале урока звучат Гимны РФ и РА.
2. Краткое вступительное слово директора школы.
3. Обращение депутата («Что значит конституция для жителей Адыгеи»).
Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем говорить о Конституции как об Основном законе государства, проследим этапы конституционного развития в нашей стране.
«Конституция» в переводе с латинского означает «устройство, утверждение, постановление».
Конституция – это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. Она является одним из важнейших достижений демократии.
Итак, Конституция – основной закон государства, поскольку имеет самую высокую юридическую силу во всей системе правовых актов.
Из истории известно, что впервые стали говорить в России о Конституции в начале XIX века при Александре I и движении декабристов.
II слайд. Этапы конституционного развития в нашей стране.
1. Середина XIX века – первый проект Конституции России (не был реализован).
2. 17 октября 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка (даровал гражданские права и свободы, а также Государственную думу).
3. Советские Конституции:
1918 г. – закрепила установление диктатуры парламента;
1924 г. – образование СССР;
1936 г. – построение основ социализма;
1977 г. – объявлено, что общество вступило в этап «развитого социализма».
Все советские Конституции, в основном, выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. 
4. 12 декабря 1993 г. на Всероссийском референдуме принята первая демократическая Конституция в истории России.
III слайд. Причины разработки и принятия новой Конституции.
1. Явное противостояние Верховного Совета РФ, Президента и Правительства.
2. Распад СССР и преобразование ряда автономных областей, в автономные республики – субъекты РФ.
3. Расхождение Конституции с практикой создания рыночной экономики, правового демократического государства.
4. Силовое решение противоречий.
Учитель: Перед Конституцией России стоит три задачи.
IV слайд. Задачи Конституции РФ.
1. Закрепить и гарантировать права человека.
2. Упорядочить государственную власть.
3. Утвердить правосудие.
1-ый ученик: Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом. Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Всё это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.
2-ой ученик: Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается её сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойдённое «изобретение» человечества – принцип разделения властей.
3-ий ученик: Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.
Учитель: Конституция РФ состоит из: преамбулы, двух разделов, девяти глав, сто тридцати семи статей, регулирует шесть блоков отношений.
V слайд. Содержание Конституции РФ.
1. Основы конституционного строя России.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Система и полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти.
5. Местное самоуправление.
6. Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию и её пересмотра.
4-ый ученик: Поскольку Конституция является Основным законом государства, она обладает специфическими чертами и свойствами.
VI слайд. Специфические черты и свойства Конституции РФ.
1. Легитимность.
2. Реальность. 
3. Верховенство.
4. Стабильность. 
5. Преемственность.
6. Прямое действие.
7. Основа правовой системы.
Легитимность (законность, поддержка со стороны масс) проявляется в том, что она принята законным способом. Конституционные нормы отражают волю народа.
Реальность означает, что Конституционные положения отвечают действительности, в них учитываются объективные закономерности развития общества.
Реальность предполагает исполнение конституционных норм и принципов, их гарантированность со стороны государства, защищенность личности.
Верховенство выражается в том, что Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.
Стабильность – это долговременность действия конституционных норм и принципов, устойчивость положений Конституции, обеспечивающей законность и порядок в стране. 
Преемственность проявляется в том, что каждая новая Конституция государства связана с предыдущим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода.
Прямое действие Конституции означает, что все статьи Конституции имеют прямое действие. И если вы считаете, что нарушена какая-либо статья, можно обращаться в суд или в другие органы власти, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.
Как основа правовой системы Конституция РФ выступает главным юридическим источником всей правовой системы России.
Викторина
1) Сколько раз в России принимался основной закон государства?
2) Какой праздник отмечают в России 12 июня?
3) Сколько разделов в Конституции РФ?
4) Сколько глав в нашей Конституции?
5) Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ?
6) Что по Конституции РФ является высшей ценностью?
7) Кто осуществляет Государственную власть в РФ?
8) Во сколько лет можно стать президентом РФ? 
9) Кто является президентом РФ?
10) Кто является Председателем Правительства РФ?
11) В чем сущность демократии?
12) С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
13) Какой закон называют правовым?
14) Какой должна быть конечная цель власти?
15) Что такое референдум?
16) В чем заключается принцип разделения властей?
17) Кто является главой РА?
18) Кто возглавляется правительство РА?
19) Как называется законодательный орган власти в РА?
20) Являются ли средства массовой информации ветвью власти?
ИТОГ УРОКА.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ДЕПУТАТА И ПООЩРЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, ОСОБО ПРОЯВИВШИХ СЕБЯ НА ЗАНЯТИИ.

Категория: Статьи пользователя | Добавил: harhew (29.08.2013)
Просмотров: 1319 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта